Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

__________________________

 

 От Автора:

«Книга инженера – строителя (для начинающих инженеров)» была создана мною при помощи «Конструктора сайтов Hostland.RU.»,  использовав при этом лишь небольшую часть возможностей конструктора:   Заказать хостинг

_____________________

  

7.6  Основные положения по конструированию и армированию железобетонных колонн

(Более подробные сведения о правилах конструирования см. СНиП 2.03.01-84*  «Бетонные и желзобетонные конструкции»)

 

          Для  практических расчетов элементы,  на которые действует сжимающая сила, приложенная без эксцентриситета (отсутствует изгибающий момент), разрешено условно относить  к центрально сжатым.  Такие элементы принято называть  сжатыми элементами со случайным эксцентриситетом.

Случайный эксцентриситет обозначается  ea  и принимается равным большему из двух значений:  1/600  длины элемента,  1/30  ширины сечения, но не менее  10 мм.

При симметричном армировании сечения  и отношении   l0 / h  ≤ 20   наличие случайного эксцентриситета не влияет на расчет.

Коэффициент (процент) армирования  µ,  т.е. отношение площади поперечного сечения арматуры к площади сечения колонны, чаще всего находится в пределах  от  0,004  до  0,03  (0,4 – 3%):

или

где: 

AS  -  площадь продольной арматуры, расположенной по одной стороне;

A'S  -  площадь продольной арматуры другой стороны;

При  значениях  µ  меньше указанных  в таблице  7.6.1  колонна считается  бетонной.

При  значениях  µ  больше  3%  меняются расчетные формулы.

Оптимально,  если процент армирования принимается в пределах  1 – 2 %.

                                                                            Таблица 7.6.1

                                                         Минимальные коэффициенты армирования колонн                                                       

µmin

l0 / h

l0 / i

0,1

< 5

< 17

0,2

5 - 10

17 - 35

0,4

11 - 24

36 - 83

0,5

             >  24

> 83

 

 

  • Размеры сечения колонн следует принимать не менее  250 мм, и они назначают кратными  50 мм при размерах стороны сечения  до  500 мм  и кратными  100 мм при размерах стороны сечения больше  500 мм. 
  • Бетон обычно принимается класса   ≥ В20;   для тяжело нагруженным колонн  - не менее  В30. 
  • Рабочая арматура принимается классов  А-III,  А- II,  диаметрами от  12  до  40 мм  (оптимально 16 – 25 мм). 
  • Поперечная арматура назначается классов  А-I,  А- III, Вр-I,  диаметром  dsw  ≥ 0,25ds   (и не менее 6 мм). 
  • Шаг поперечных стержней (хомутов в вязаных каркасах)  s :

          s  ≤  20ds   в сварных каркасах,  но не более  500 мм;

          ≤ 15ds   в вязаных каркасах, но не более  500 мм;

          где  ds  – меньший диаметр продольной рабочей арматуры. 

  • Стержни продольной арматуры располагаются у граней колонны с защитным слоем бетона не менее  20 мм и не менее их диаметра;  поперечная арматура располагается с защитным слоем не менее  15 мм и не менее ее диаметра. 
  • Для  свободной укладки   в   формы   концы  продольной  арматуры   не  должны  доходить  до  грани торца колонны на  10 мм при ее длине  9 м,  и  на 15 мм  при  длине  до  12 м. 
  • При сечении колонны до  400 х 400 мм можно ставить 4 стержня продольной арматуры, располагая их по углам колонны. При больших размерах сечения расстояния между осями продольных стержней не должны превышать  400 мм. 
  • Для восприятия сосредоточенных нагрузок от балок или ферм верхней части колонн (оголовки) дополнительно армируются горизонтальными сетками (не менее 4-х) и могут усиливаться закладной деталью, которая служит для распределения нагрузок для опирающихся на колону конструкций и для их прикрепления.

           Шаг сеток  s  принимают:   ≥ 60 мм;   ≤ 1/3h  (h – меньши размер сечения);   ≤ 150 мм.

           Размер ячеек сетки с,  принимают:   ≥ 45 мм;   ≤  1/4h ;   ≤ 100 мм. 

  • Испытывая сжатие при работе в стадии эксплуатации, сборные железобетонные колонны при транспортировании и монтаже работают на изгиб.  Это учитывается расчетами на монтажные и транспортные нгагрузки, при выполнении которых к колоннам прикладывается нагрузка от ее собственного веса с учетом коэффициента динамичности  (кдин = 1,4 (монтажные нагрузки) – 1,6 (транспортные нагрузки)). 
  • Для транспортирования, складирования и монтажа в сборных железобетонных колоннах предусматриваются монтажные петли или отверстия.  Расстояние от края колонны до монтажных петель или монтажного отверстия принимается:  l 1 = (1,5 – 1,8) l.

 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------